Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 56


Оно есть. Это асимметрия.

Группа спортсменов-бегунов впи­сывается в симметричное обрамле­ние цепочки фонарей. Асимметрич­ный компонент в симметричной ком­позиции (кадр 23).

Как не может быть абсолютно сим­метричного или абсолютно асим­метричного мира, так и кинокадр, отражающий этот мир, не может быть идеально симметричен. На кар­тинной плоскости симметрия и асим­метрия взаимно дополняют друг друга.

С первых моментов своей жизни человек встречается с симметрич­ными формами. Над ребенком скло-

няются лица родителей, и они сим­метричны. Его берут симметричные руки матери. Он видит свои руки. Он встает на землю двумя ногами. Он срывает первый цветок и видит симметричные лепестки. Видит летя­щих птиц — их крылья симметрич­ны. Он берет мяч и опять встреча­ется с симметрией. Мать протягива­ет ему яблоко, и его можно разре­зать на две одинаковые половины. Его окружают люди и животные, тела которых симметричны. Симмет­ричны и творения человеческих рук — посуда и инструменты, здания и мебель...

Так в чем же главная особенность симметрии, почему она так привле­кает внимание?

Она — непререкаемое доказатель­ство равновесия, утверждение по­рядка и покоя. Психологическое воздействие этой формы очевидно. Она не требует выхода за картинную плоскость. Ее главный центр всегда ясен. Одна ее часть никогда не спо­рит с другой, а наоборот — они подкрепляют друг друга. Это как бы две композиции, утверждающие од­ну и ту же мысль. Она гармонична и легка для восприятия.

— А вот тут, иа левой щеке, у ме­ня родинка, а на правой ее нет, — мог сказать предок, отрываясь от зеркала. — Это нарушает зеркаль­ную симметрию!

— Конечно, нарушает, если гово­рить о теории, — согласились бы мы. — Но, уважаемый коллега, ведь уже было сказано, что в мире есть асимметрия и именно она помо­гает осознать прелесть симметрич­ных точек, линий, плоскостей и форм...

Э. Дега. Абсент

Пример открытой композиции.


Содержание  Назад  Вперед