Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 57


Она буд­то приглашает зрителя подумать о том, что происходит вокруг персонажей, кото­рых изобразил автор.

П.  М.  Шухмин.  Приказ о наступлении

Отыскать сюжетно-композиционный центр на полотне не так уж просто. Лис­ток ли это приказа, который держит в ру­ках командир? Истоптанный ли снег, на котором стоят бойцы? Или это граната на поясе красноармейца в черном бушла­те? Подчеркивая драматичность и неоп­ределенность человеческих судеб, худож­ник построил композицию, которая буд­то включила в строй и зрителя. Главное впечатление от картины — не то, что происходит на полотне, а то, что произой­дет после слов приказа...

Н. Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Сюжетно-композиционный центр карти­ны находится там, где по воле автора помещен главный источник изобрази­тельной информации: лицо царя, распо­ложенное в правой частя композиции.

иллюзия

ТРЕТЬЕГО ИЗМЕРЕНИЯ

Мамонты

в перспективе

Первобытный художник был «стихийным реалистом». Он хотел рассказать о том, что он видел, и сделать это так, чтобы его хорошо поняли сородичи. С той поры про­неслись многие тысячелетия, а мы до сих пор удивляем­ся яркой жизненности его рисунков. Но вот с чем не уда­лось справиться нашему талантливому предку — это с передачей перспективы. Мир, в котором мы живем, трехмерен, а предок не делал никаких попыток создать впечатление третьего измерения. Не будем ставить ему в вину этот просчет. Путь к пониманию того, как на плоскости создать иллюзию пространства, был очень до­лог. Художники бились над решением этого вопроса не одно тысячелетие.

Такие замечательные мастера, как древние египтяне,

С. Е. Медынский «Компонуем кинокадр»

 

желая изобразить объекты, уходя­щие в глубину, располагали их один над другим и этим ограничивались. Причем предметы и фигуры, распо­ложенные выше (а, значит, в их по­нимании и дальше), были такого же размера, как находящиеся вблизи.


Содержание  Назад  Вперед