Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 58


Никаких перспективных изменений они не обозначали. Не одни египтя­не вставали в тупик перед этой проб­лемой. Древнерусские иконописцы и средневековые художники иногда увеличивали предметы по мере их удаления, используя прием «обрат­ной перспективы». В старинной ки­тайской живописи применялась сво­еобразная многоплановая перспек­тива : пространство изображалось с верхней точки — с «птичьего по­лета», как называем мы такой харак­тер изображения.

Шло время. Потомки косматого пещерного художника стремились осмыслить законы творчества. Бес­сонные ночи проводили они, пыта­ясь разгадать секреты и найти зако­номерности построения перспектив­ного изображения. Математика, оп тика помогли им узнать, как стро­ится рисунок, дающий на двухмер­ной плоскости наиболее полную ил­люзию третьего измерения. Худож­ники эпохи Возрождения рассмат­ривали перспективу как особую нау­ку. Именно они и ввели в обраще­ние сам термин «перспектива». Что­бы изучить ход световых лучей, фор­мирующих изображение, которое мы видим, они придумали камеру-обс­куру — простой ящик, в передней стенке которого проделано малень­кое отверстие. У этого нехитрого при­бора нет никаких линз, но изобра­жение получается чисто оптическим путем. Каждый луч, отраженный

от объекта, проходит в камеру толь­ко прямолинейно. Лучи встречаются в отверстии и потом расходятся к задней стенке ящика, на которой появляется перевернутое и умень­шенное изображение объекта, нахо­дящегося перед наблюдателем. Соб­ственно говоря, это и был предок современных фото- и кинокамер.

Человеческий глаз, камера-обску­ра, фото- и киноаппараты имеют одинаковую схему строения: точка зрения находится на расстоянии от изображаемого предмета и проек­тирующие лучи сходятся в ней как в центре. Это и есть перспективная или центральная проекция (рис. 4).

«Перспектива (от лат. «persp­ective») — увиденный сквозь что-ли­бо, ясно увиденный — один из спо­собов изображения объемных тел на плоскости или на другой поверх­ности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, формы и четкости, вызванными располо­жением в пространстве и степенью удаленности от наблюдателя.


Содержание  Назад  Вперед