«Перспектива есть руль живописца», — писал Леонардо да Винчи.
«Она приносит такую же пользу живописцу, как компас мореплавателю», — говорил немецкий художник Гагедорн.
Это понятно, ведь именно передача перспективы дает возможность воспроизвести на плоскости иллюзию окружающего нас материального мира.
Кинооператору, в отличие от живописца, не приходится самому создавать перспективное изображение. Оно строится оптической системой объектива. Но эти возможности следует использовать творчески. Это один из основных способов форми-
Медынский «Компонуем кинокадр» |
![]() |
![]() |
рования композиции, а значит, и воздействия на зрителя.
Человек видит удаленные от него объекты уменьшенными. Масштабные соотношения помогают нам представить взаимное расположение предметов и фигур как в реальной жизни, так и на плоскости рисунка или кинокадра. Эти изменения подчиняются строгой геометрической закономерности. Если мы соединим разновеликие предметы, уходящие вдаль, воображаемыми параллельными линиями, то при зрительном восприятии эти линии устремятся навстречу друг другу и сойдутся в -о^ной точке, которая называется главной точкой схода (рис. 5). Так реальное пространство превращается в пространство зрительного восприятия, которое психологи называют перцептивным пространством. Сравним четыре рисунка, показывающие один и тот же объект, увиденный с разных точек (рис. 6):
1) фронтальная композиция,
2) вид объекта сбоку,
3) диагональная композиция,
4) диагональная композиция, при которой объект взят в ракурсе.
Первый вариант передает только высоту и ширину объекта. Его лобовая часть скрывает от зрителей признаки, по которым можно судить о форме самого объекта и о пространстве, в котором происходит дей-