Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 62


Кон­туры объектов ясно видны сквозь чистый, прозрачный воздух. Насы­щенность цветовых тонов почти не угасает независимо от расстояния, и поэтому даже самые далекие пред­меты кажутся расположенными близко.

«Сопки крадут расстояния» — эту афористичную фразу сказал один из кинооператоров Центральной сту­дии документальных фильмов, при­ехав с Дальнего Востока. И вправ-

ду, при просмотре его материала все увидели, что далекие холмы и горы будто прижимались к перед­нему плану. А почему? Потому что во время съемки воздух был «чист и свеж, как поцелуй ребенка». И не сопки «воровали» расстояние, а про­зрачность атмосферы, да еще солн­це, которое находилось за спиной оператора и освещало пейзаж пря­мыми лучами, не позволили пере­дать на экране ту толщу воздуш­ной массы, которая на самом деле разделяла объекты. Кинооператору не удалось снять воздух.

— Снять воздух?! — мог уди­виться наш косматый предок. — А как можно снять то, что не видишь? Ведь воздух-то прозрачный!

Мы не стали бы возражать пред­ку, а прочитали бы ему еще несколь­ко строк из Диккенса: «...над ды­мящимися крупами быков и коров поднимался густой пар и, смешива­ясь с туманом, казалось отдыхаю­щим на дымовых трубах, тяжелым облаком нависал над головой».

Что удалось бы снять киноопера­тору, вышедшему на улицы Лондо­на в ту самую погоду, в которую спешили по своим делам герои «Оли­вера Твиста»?

— Наверное, получились бы пло­хие кадры, — сказал бы предок.

— А почему «плохие»? — возра­зили бы мы. — Ведь задача кино­оператора вовсе не в том, чтобы всег­да и все было очень хорошо видно. Иногда как раз наоборот.

Действительно, бывает так, что кинооператору необходимо изба­виться от каких-то форм, или кон­туров, или линий и как бы «ухуд­шить» изображение, чтобы досто­верно показать ту среду, в которой

действуют герои фильма (кадр 25).

— Представим себе, — сказали бы мы пещерному художнику, — что на экране нужно показать эф­фект туманной погоды.


Содержание  Назад  Вперед