Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 64


Поэтому более свет­лое для них равно наиболее удален­ному.

Мамонты и бизоны первобытного художника, судя по дошедшим до нас изображениям, «гуляли» по сте­не пещеры только в отличную пого­ду. «Все должно быть очень хорошо видно, а иначе что же это за живо­пись?» — так, вероятно, думал бы косматый предок, если бы умел рас­суждать на отвлеченные темы. Не будем упрекать его за такое прими­тивное суждение.

Прошло примерно тридцать ты­сяч лет, и в 1927 году почти такие же слова услышал кинооператор Э. К. Тиссэ, когда туманным летним утром он взял камеру и направился на киносъемку в Одесский морской порт. «Зачем делать брак? — гово­рили ему коллеги. — Ведь стоит туман, и всем ясно, что погода не съемочная!»

Кадры, снятые в то утро, вошли во всемирно известный фильм «Бро­неносец «Потемкин», и киноведы назвали этот эпизод «сюитой тума-

нов». Эдуард Казимирович Тиссэ открыл кинематографистам и кино­зрителям красоту туманной среды, пронизанной солнцем. Тогда ее уви­дели на экране впервые.

Сегодня мы знаем этот прием съемки — он помогает киноопера­торам создавать живописные прост­ранственные композиции, которые не могут получиться в солнечную погоду с чистым, прозрачным воз­духом.

Представим себе, что тридцать тысяч лет назад в ясный солнеч­ный день нас вызвал на соревнова­ние художник палеолитической эпохи: «Давайте посмотрим, кто из нас лучше изобразит стадо мамон­тов?!»

...И вот мы стоим на опушке доис­торического лесочка. Прямые сол­нечные лучи ровно освещают все про­странство. Различить, что ближе и что дальше, трудно. Вот недалеко стоят два мамонта — один наполо-

Кадр 26

 

вину закрыл другого. Их шкуры по цветовой насыщенности абсолютно одинаковы. Если снять их при та­ком освещении — фигуры сольют­ся и получится один двухголовый мамонт. На втором плане за деревом видна еще одна группа. Древесный ствол как бы перегородил тушу жи­вотного. Кора дерева и шерсть ма­монта похожи по фактуре, одина­ковы по цвету.


Содержание  Назад  Вперед