Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 65


Значит, на экране получится какой-то пятиногий зверь со столбом, торчащим у него из спи­ны. Нехорошо. Пращур будет сме­яться. «Что же это? — скажет он. — Столько тысяч лет прошло, а вы так и не научились изображать мамон­тов?!»

Но безвыходных положений нет. Чтобы не уронить репутацию доку­ментального кинематографа, мы сгребаем в кучу осенние листья и поджигаем их. Легкий ветерок раз­носит голубоватую завесу наших «дымовых шашек», и дым заполня-

С. Ё. Медынский  «Компонуем кинокадр)'

 

ет все пространство перед камерой. Теперь мы смотрим на стадо через слой задымленного воздуха и видим, что два мамонта, стоящие впереди, уже не сливаются в одно двухголо­вое чудовище. Тот, который подаль­ше, стал посветлее и тонально от­делился от собрата.

А потом мы переходим на другую съемочную точку так, чтобы солн­це светило нам навстречу и прони­зывало голубоватый дымок. Карти­на получается прекрасная. Огром­ная темная глыба с круто загнуты­ми бивнями — это мамонт, стоящий на переднем плане. Те, которые по­дальше, уже не такие темные. Толща воздушной массы прикрыла их, смягчила цвет шкур, сделала менее разборчивыми детали. За этой груп­пой — уже совсем вдали — легкие силуэты животных, которые чуть вы­деляются на фоне высветленных просторов. А к горизонту все более

и более яркими кулисами уходят доисторические сопки. И ни за что не спутаешь, что ближе, а что дальше.

Как правило, кадры с ярко выра­женной тональной перспективой ха­рактеризуют обстановку, в которой действуют герои. Обычно это общие и средние планы. Это естественно, так как тональные перепады лучше все­го просматриваются при съемке объектов, имеющих значительные протяженности в глубину.

Найденные тональные соотноше­ния нужно соблюдать и при съемке портретов. Если фон на крупных планах будет отличаться от тональ­ности общих и среднеплановых ком­позиций, то единство материала на­рушится.

Следует помнить и то, что кадр с ярко выраженной тональной перс­пективой, как правило, не должен появляться в единственном числе среди кадров с другими светотональ-ными показателями, так как это на­рушит изобразительную цельность эпизода.


Содержание  Назад  Вперед