Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 66


Недаром у Э. К. Тиссэ был снят не изолированный кадр, а целая серия — «сюита туманов».

Тональная перспектива наряду с линейной — один из главных способов построения на плоскости модели трехмерного пространства.

— Опять перспектива... — мог скривиться пращур. — Сколько мож­но? Ведь мы о ней уже говорили.

— Да, опять, — сказали бы мы. — Проблема передачи пространства на плоскости — одна из «вечных» и сложных проблем изобразительного искусства. Ведь как странно полу­чается с тем же кинематографом: с одной стороны, у нас есть плоский экран, находящийся в реальном про­странстве, а с другой стороны, на

нем появляются трехмерные пред­меты, находящиеся в другом, вы­мышленном пространстве. Почему возможна такая иллюзия, как она получается? Эффект глубинности кадра достигается целым рядом при­емов. Вот о них мы и поговорим в следующих главах. Сразу обо всем не расскажешь...

Наведем на фокус

На солнце сушатся ботинки слало­миста. Кинооператор взял в кадр обувь и заснеженный горный склон (кадр 27). Почему, глядя на это изоб­ражение, зритель легко выясняет, какой объект находится ближе к ка­мере, а какой — дальше от нее? Что в этом случае дает пространст­венные ориентиры, если нет примет ни линейной, ни тональной перс­пективы?

— Странный вопрос, — мог ска­зать пещерный художник. — Куда наведен фокус? На ботинки. А го­ры? Они в нерезкости. Вот вам и ориентир. Кстати, когда мы смотрим на объекты простым глазом, то у нас получается похожий эффект.

Он был бы прав. Тут весь фокус в «фокусе».

Одно из самых удивительных свойств человеческого глаза заклю­чается в том, что по нашему жела­нию мы можем четко увидеть и близ­ко расположенные и отдаленные предметы. Это следствие аккомода­ции — возможности глазного хрус­талика изменять свою кривизну при переводе взгляда с дальнего рубежа на близкий и наоборот. Так оптиче­ская система нашего организма

Кадр 27/

меняет свое «фокусное расстояние». Зрительные оси глаз при этом тоже меняют направление и пересекают­ся на нужном предмете.


Содержание  Назад  Вперед