Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 67


Специалис­ты называют такое действие конвер­генцией. Визуальный аппарат дает нам возможность «выбрать кадр» и обеспечивает четкое видение ин­тересующего нас объекта.

Аккомодация и конвергенция — это к тому же и наш способ ориенти­роваться в пространстве. Мы смот­рим на предмет и понимаем, далеко от нас он находится или близко. Пе­реводя взгляд с одного объекта на другой, мы определяем и сравнива­ем расстояние, разделяющее их.

Подобием этого сложнейшего пси-хо-физиологического акта и явля­ется наведение на фокус оптической системы кинокамеры.

На двухмерной плоскости экрана зритель видит объекты, попавшие в зону резкости, и объекты, которые кинооператор вывел из фокуса. На основании этих данных у зрителя возникает иллюзия глубины прост­ранства. Это и есть оптическая перс­пектива.

Существует прием, очень энер­гично выявляющий перспективу при

Кадр 28

помощи оптики: перевод фокуса с одной зоны на другую непосредст­венно во время киносъемки. Обычно кинооператор использует такой при­ем, когда хочет переключить внима­ние зрительного зала с одного объ­екта на другой. Подчиняясь этой аналогии с аккомодацией глаза, зритель вынужден смотреть на те участки композиции, которые ока­зываются в зоне резкости.

Кадр 28 — первая фаза такого приема. Легко представить себе, что фокус, переведенный с переднего плана на дальний, заставит зрителя перевести внимание с фигур, стоя­щих впереди, на лыжников, нахо­дящихся вдали от камеры. Перевод фокуса во время съемки позволяет не только выявить пространствен­ные координаты, но и обратить вни­мание зрительного зала на предмет, человека или действие, которые по­являются в зоне резкости, приобре­тая четкие очертания.

И мы рассказали бы предку еще одну историю.

...В бывшем военном городке ан­гличан, которые накануне этого дня навсегда покинули африканскую страну Кению, кинооператор-доку­менталист снимал приметы колони­альной власти европейцев.


Содержание  Назад  Вперед