Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 71


Передний план в данной компо­зиции осмыслен и, кстати, что тоже немаловажно, выполнен технически грамотно. Он не расплылся в бес­форменные пятна, мешающие рас-

Кадр 29 б

смотреть центр композиции. Он не утерял связь с реальностью, что ино­гда получается при сильной бесфо­ку сности.

Сравним приведенный кадр с дру­гим, который преследовал ту же цель, — вписать героев в окружаю­щую среду (кадр 29, б). В принципе, это сходные композиционные схемы. И в том и в другом случае закрытые изобразительные конструкции ис­пользуют детали переднего плана для характеристики обстановки. Но во втором варианте передний план выведен из фокуса до полной потери форм и фактур.

Кроме того, по светотональным показателям он сливается с фоном. Благодаря технической небрежнос­ти кинооператора композиция не читается.

Было бы неправильно утверждать, что детали переднего плана всегда должны быть в фокусе и сохранять свои формы и фактуры. Все зависит от конкретных условий и связанных с ними творческих задач. Кадр 30, а — пример того, как отсутствие деталей переднего плана, причем именно бесфокусных деталей, обед­нило изображение, сделало его менее живописным и достоверным.

Если бы леопард был снят через листья и стебли травы, то бесфокус­ные пятна, за которыми время от времени просматривался бы зверь, создали ощущение киносъемки, про­веденной из засады в условиях ди­кой природы (кадр 30, б). Без «раз­мытого» переднего плана кадр по­терял многое, и монтировать его с материалом, снятым в естественных условиях, сложно.

Деталь переднего плана, выбран­ная с творческим отношением, обя-

Иллюзия третьего измерения

 

эффект движения и ярко выявляю­щие иллюзию пространства.

Художники научились комбини­ровать целый ряд приемов, которые дают возможность получать эффект глубинности плоского изображения, а кинематограф "любой из этих при-

Кадр 32

Кадр 30

зательно становится признаком ре­альной ситуации, наталкивает зри­теля на определенные выводы, ка­сающиеся места действия, специфи­ки события.




Содержание  Назад  Вперед