Автор, экран, зритель

         

Автор, экран, зритель - стр. 73


Случайное появ­ление какого-либо предмета на пе­реднем плане обычно только вредит делу, так как он выглядит не частью композиции, а посторонним изобра­зительным пятном, мешающим зри­телю.

Детали переднего плана, включен­ные в кадр при панорамировании или при съемке движущейся каме­рой, вступают в острые столкнове­ния с остальными компонентами композиции и помогают создать ил­люзию движения.

Кадр 32 — фрагмент панорамы, которая сопровождает велосипедис­та, периодически скрывающегося за деревьями, расположенными на пе­реднем плане. Древесные стволы при панорамировании превращаются в динамичные пятна, усиливающие

Иллюзия третьего измерение

С. Е. Медынский «Компонуем кинокадр»

 

емов усиливает тем, что в формиро­вании кинокомпозиции участвует элемент динамики. Так, например, если на картине или на рисунке вид­но, что один объект перекрывает часть другого, то становится ясно, который из них ближе к наблюдате­лю, а который — дальше от него. Такая расстановка предметов и фи­гур — убедительный способ про­странственной ориентации зрителя. Искусствовед Н. Н. Волков, говоря об этом приеме в живописи, назвал его заслонением. И конечно, особен­но впечатляюще заслонение прояв­ляется в динамике, когда кинозри­тель видит, что по мере развития композиции один объект скрывает­ся за другим или, наоборот, появ­ляется из-за очертаний другого. Пе­редний план — это, в сущности, включение в композицию момента заслонения.

Если бы кадр 27 снимал опытный кинооператор, он не забыл бы, что можно использовать этот эффект. Достаточно было чуть-чуть подтолк­нуть висящие ботинк!и перед тем, как включить камеру, и они, пока­чиваясь, будто от ветерка, открывая и закрывая отдельные участки да­леких гор, усилили бы иллюзию глубины кадра.

Влияние на зрителя внутрикадро-вой динамики проявляется по-раз­ному, и одно из ее свойств — спо­собность усилить кажущуюся глу­бину экранной плоскости.


Содержание  Назад  Вперед