Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 74


Так, на­пример, в кадре 33, а иллюзия про­странства создается линейной и то­нальной перспективами, и это впе­чатление можно усилить, введя в кадр движущийся от камеры объект (кадр 33, б). По мере удаления вело­сипедиста, его фигура будет умень-

шаться, создавая ощущение глубин­ности композиции.

Еще один прием, усиливающий этот эффект, — перемещение кино­камеры во время съемки. Динамика съемочного аппарата усиливает ил­люзию третьего измерения, потому что при реальном движении съемоч­ной точки зритель видит происхо­дящее действие из различных про­странственных положений. Он как бы «перемещается в пространстве» вместе с камерой, и благодаря это­му на экране возникает динамиче­ская перспектива, которая энергич­но выявляет глубинность изображе­ния.

Эффект третьего измерения мож­но усилить и светом. Освещение ста­тичных объектов при статичных по­токах света, как правило, не может

Кадр 33

передать глубину пространства. Но если объект, движущийся по направ­лению к камере или от нее, будет периодически попадать из освещен­ного участка пространства в тене­вой, а потом снова в освещенный, то световая конструкция активно вы­явит движение этого объекта, под­черкнув перспективу (рис. 7).

Всегда ли кинооператор стремит­ся передать перспективу? И всегда ли она должна присутствовать на экране? Конечно, нет. Авторы филь-

ма не всегда ставят себе такую цель. Стилистика операторской работы мо­жет быть самой различной. Ведь фильм, как уже говорилось, дает нам не слепок реальной жизни, а ее ху дожественное осмысление. Оно мо жет быть раскрыто в самых разных зрительных образах. Плоскостное, лишенное признаков трехмерности изображение так же допустимо, как и любое другое. Все дело в том, на­сколько оно соответствует авторско­му замыслу, насколько раскрывает его.

Ведь кинематограф может все! Он в состоянии высказать чью-то не­обычную точку зрения на отвлечен­ную проблему.


Содержание  Назад  Вперед