Автор, экран, зритель

         

Автор, экран, зритель - стр. 75


Может прокоммен­тировать душевное состояние героев. Показать мысли человека о счастье, или воспоминание о каком-либо со­бытии, которое давным-давно про­шло. Кино может дать зрительный вариант любых представлений героя о жизни, о смерти, о радости или горе. И любая форма изображения принимается зрителем, если она вы­ражает определенное содержание, а не является бессмысленным трю­качеством.

— А теперь представим себе, — сказали бы мы косматому пращу­ру, — что наши мамонты нетороп­ливо бродят по тундре, а мы снима­ем их издали, через покачивающие­ся на переднем плане стебли какого-нибудь доисторического камыша и создаем этим иллюзию глубины. Ведь это было бы очень эффектно!

— Подумаешь... — мог ответить пращур. — Через тридцать тысяч лет и я легко придумал бы такой кадр!

В. А. Серов. Похищение Европы

Как передать эффект движения на непод­вижной плоскости картины? Эту слож­нейшую задачу мастера живописи реша­ют по-разному. В. А. Серов выбрал для своей картины диагональную компози­цию.

 

А. А. Дейнека. Оборона Петрограда

Люди на полотне изображены идущими в противоположных направлениях, и «ритм их шагов» различен. Такая проти­воречивость композиционных элементов создает ощущение тревоги и внутренне­го напряжения.

 

МАСШТАБ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Посмотреть    издали и увидеть вблизи

Испокон веков мастера живописи изображали окру­жающий их мир. На любой выставке посетители видели и открытые ландшафты, и портреты людей, и натюр­морты с крупными предметами. Картины художников подсказывали первым кинооператорам, что показать увиденное можно в самых разных масштабах.

нув на свой портрет, папа Иннокентий X обронил знаменательную фразу: «Слиш­ком правдиво!» Большие мастера всегда стремятся проникнуть в духовный мир своего героя. Именно эта задача стоит и перед кинооператором.

Д. Веласкес. Портрет папы Иннокентия X. На полотне, написанном в 1650 году, ви­ден властный, жестокий деятель католи­ческой церкви. Великий художник рас­крыл внутреннюю сущность позировав­шего ему человека. Известно, что, взгля-




Содержание  Назад  Вперед