Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 76


 

Масштаб изображения

С.  Е.  Медынский  «Компонуем  кинокадр»

 

Но рядом существовал театр, ко­торый «мешал» кинематографистам найти такое выразительное изобра­зительное средство, как укрупнение действия. Ведь на театральной сцене все показывалось «общим планом», а первые кинематографисты, в сущ­ности, были театральными зрителя­ми и невольно переносили принцип театральности в молодое искусство кино. Их взгляд на объект съемки оставался как бы взглядом из пар­тера зрительного зала.

Однако стремление обратить вни­мание зрителя на наиболее вырази­тельные моменты актерской игры привели к расчленению кинодейст­вия на фрагменты различной круп­ности. Так родились масштабные единицы кинематографа — общий, средний и крупный планы. К ним стоит добавить термины «предель­но общий» и «деталь» (в смысле предельно укрупненного масштаба). Такая терминология удобна в произ­водственно-творческом процессе, и ее стоит придерживаться.

Общий план — это открытая ком­позиция с большой глубиной охва­ченного пространства, выполненная, как правило, с применением корот­кофокусной оптики, дающей воз­можность получить широкий угол зрения.

Может показаться, что работа над композиционной структурой общих планов не представляет особых труд­ностей. В известной мере это так, ес­ли говорить об открытых ландшаф­тах. Снимая кадры такого типа, ки­нооператор, в сущности, выбирает угол зрения объектива да компонует кадр по вертикали, отдавая соответ­ствующую часть картинной плос­кости небу и земле.

Но общий план — это еще и ком­позиции, которые строятся в самых разных условиях: во время съемки на городских улицах, в местах скоп­ления людей, на предприятиях, в архитектурных ансамблях и всевоз­можных интерьерах. И в таких слу­чаях существует одно основопола­гающее требование: любой общий план должен содержать изобрази­тельную характеристику тех усло­вий, в которых действовали, дей­ствуют или будут действовать герои фильма.


Содержание  Назад  Вперед