Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 77


Именно это соображение диктует кинооператору не только обращение к масштабу, но и выбор световых или атмосферных условий, характер панорам и ракурсов, при­менение светофильтров, оптики и т. п.

Кадр 34 построен из минималь­ного количества компонентов. Об­щий план в данном случае снят на натуре. Образ бескрайних песчаных просторов, безлюдья и первоздан­ной тишины передан именно тем, что в композиции нет никаких от­влекающих деталей — только песок, далекие горы и небо. В сущности, картинная плоскость дала зрителю очень ограниченную информацию, но именно такая изобразительная «бедность» охарактеризовала обста­новку, в которой живут и действу­ют герои.

Задача общего плана создать кар­тину среды, которая окружает геро­ев, и поддерживать это ощущение на протяжении всего эпизода или ' даже фильма, если место действия не меняется. Такая долговремен-ность воздействия на зрителя обес­печивается, во-первых, выразитель­ностью композиции, во-вторых, тем, что время от времени в монтажном

 

Кадр 34

построении фильма появляются ва­рианты общего плана, напоминаю­щие об окружающей обстановке, и в-третьих, кинооператор должен за­ботиться о том, чтобы характерные признаки среды появлялись также в качестве фона на средних и на крупных планах героев.

Таким образом, общий план яв­ляется основной композицией, в из­вестной мере определяющей состав­ляющие элементы средних и круп­ных планов, которые снимаются в тех же условиях. Сняв общий план, кинооператор в дальнейшей работе ориентируется на его изобразитель­ные данные.

Средний план — это композиция, уточняющая сведения об обстановке, показывая ее приметы более деталь­но, чем общий план. Средний план более убедителен при анализе чело­веческих характеров, так как он од­новременно вмещает и героя и объект его деятельности. На среднеплано­вой композиции легко различима мимика людей, их жестикуляция.

Этот масштаб дает возможность рас­крыть технологию производствен­ных процессов, не теряя при этом из вида ни окружающую обстановку, ни конкретных участников дейст­вия.




Содержание  Назад  Вперед