Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 78


Кадр 35 — пример среднеплано­вой конструкции: видна обстановка, в которой происходит действие, яс­но читаются характер этого дейст­вия и предметы, с которыми взаимо­действуют персонажи. Мимика и жестикуляция видны очень хорошо. В пределах этой композиции может быть показана целая изобразитель­ная новелла, которая не потребует смены крупности и монтажных до­полнений.

Обычно средний план выстраи­вается как закрытая композиция с ясным сюжетным центром и четки­ми линиями взаимодействия объек­тов. Следует иметь в виду, что боль­шое количество изобразительных компонентов может привести к по­явлению на среднем плане случай­ных изобразительных деталей, ко-

Медынский  «Компонуем  кинокадр»

таб изображв!

 

Кадр 36

Кадр 35

торые могут скрыть истинный смысл происходящих событий. Поэтому логика композиции, строгий отбор действующих лиц, правильное опре­деление момента съемки крайне не­обходимы при компоновке среднего плана.

Кинооператор игрового фильма не принимает решение о крупности планов на ходу, так как у него этот вопрос обсужден с режиссером еще в стадии подготовительного перио­да. Оператору-хроникеру заранее не известны ни масштаб планов, ни их чередование в монтажной цепи, и все решения по поводу крупности кадров он принимает на месте и не­редко самостоятельно, без консуль­тации с режиссером. От его инициа­тивы зависит многое. Если, напри­мер, кинооператор снял на спортив-

ном соревновании группу бурно реа­гирующих болельщиков (кадр 36, а), то, зафиксировав этот удачный план, он сделает большую ошибку, если во время следующего забега не сни­мет крупные планы, выбрав из сня­тых персонажей тех, кто наиболее эмоционален (кадры 36, б, в, г).

Только при этом условии снятый материал сложится в эпизод и легко найдет свое место в монтажном по­строении фильма. Конечно, крупные планы впоследствии могут'и не по­надобиться, это вполне возможно, но хуже, если их не окажется в том случае, когда они будут необходимы по режиссерскому замыслу.




Содержание  Назад  Вперед