Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 79


Кинодокументалист выбирает мас­штаб каждого плана в процессе съем­ки, исходя из конкретных условий, и обязательно соотносит свой выбор

с остальным материалом. Фактичес­ки он одновременно учитывает це­лый ряд обстоятельств:

1) решает, какой должна быть крупность снимаемого плана;

2) определяет соотношение мас­штабов в том эпизоде, куда войдет снимаемый план, и учитывает это в дальнейшей работе;

3) принимает во внимание соот­ношение масштабов во всем матери­але.

Если оператор-документалист или режиссер и кинооператор игрового фильма ориентируются на эти дан­ные, то в снятом материале проявит­ся авторская оценка происходящего на экране действия. Ведь масштаб плана это в то же время изобрази­тельный комментарий его содержа­ния.

Масштабный набор кадров во мно­гом зависит от темы фильма.

В видовом киноочерке, рассказы­вающем о своеобразии какого-либо уголка нашей страны или других районов земного шара, очевидно, бу­дут преобладать общие планы. Фильм о конкретном человеке, о его судьбе невозможно решить без зна­чительного количества крупных пла­нов. Событийный репортаж не смо­жет получиться удачным без широ-

кого набора разномасштабных пла­нов, показывающих место, где про­исходит событие, специфику дейст­вия, лежащего в основе этого собы­тия, и участников действия.

Научно-популярный фильм, ил­люстрирующий какие-либо законы природы, часто содержит предель­но крупные планы — «макропланы» и кадры, снятые через микроскоп.

Во время съемки рекомендуется следить, чтобы второстепенные пер­сонажи и малозначимые ситуации не были сняты крупнее более важ­ных. Ведь масштаб плана, как уже упоминалось, — это своеобразная оценка, данная авторами содержа­нию кадра. Если значимости объек­тов и их изобразительные характе­ристики не совпадают, это в извест­ной мере путает зрителя, мешая чет­кому восприятию снятого материа­ла (рис. 8).

Следует помнить и то, что разно­образие масштабных составляющих вносит в фильм элемент живопис­ности.


Содержание  Назад  Вперед