Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 82


:Масштаб изображения

С. Е. Медынский «Компонуем кинокадр»

 

Кадр 37

позицию,    сочтя    ее    недостаточной (кадр 37).

Объяснить это просто: в кино крупный план — всегда час%> мон­тажной фразы и зритель видит ге­роя на кадрах различного масшта­ба. Живописные и графические порт­реты лишены монтажных связей, ху­дожник не может дополнить изобра­зительную информацию.

— А какая крупность допустима для экранного портрета? — мог спросить пещерный художник.

— А на этот вопрос, уважаемый коллега, определенного ответа быть не может, — сказали бы мы. — При­емлема любая крупность. Можно «резать» как хочешь. Если хочешь, можешь показать только рот героя, или один глаз, или ухо...

Современный кинозритель привык к условностям киноязыка и улавли­вает смысл монтажных связей. Он не задаст кинооператору вопрос: «А зачем отрубили ухо?» Сидящие в зрительном зале прекрасно пой­мут, что показано ухо того человека, который только что напряженно при­слушивался к беседе героев. Но, сни­мая такие планы, кинооператор дол­жен помнить, что увеличение круп-

ности уместно тогда, когда оно чем-то обосновано.

Кадр 38 — пример явного невни­мания к компоновке изображения. Верхняя часть лица срезана. Это до­пустимо, если остальные элементы композиции дают право на такое укрупнение. В данном случае логику композиционного решения понять нельзя. Ясно, что в первую очередь внимание привлекут губы, ноздри, шея мальчика, которые находятся в центре картинной плоскости. Не­умение найти место для главного сю­жетного материала — а им являют­ся глаза героя, — нерациональное использование площади экрана де­лают этот кадр своеобразным тормо­зом в изобразительной ткани эпизо­да. Перенос сюжетно-композицион-ного центра под верхнюю кромку кадра мешает монтажной связи это­го плана со следующим, в котором еюжетно-композиционный центр не­минуемо сдвинется вниз. Это приве­дет к изобразительному скачку, ве­дущему к дискомфортности восприя­тия.




Содержание  Назад  Вперед