Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 83


— А что такое «дискомфорт­ность»? — мог спросить пещерный предок.

— Представим себе, что мы смот­рим кино и наш взгляд мечется от нижнего края одного кадра к верх­нему следующего, а потом опять к нижнему краю третьего... и так все время.

— Я представил себе это, — ска­зал бы предок. — Приятного мало: смотреть очень неудобно.

— В том-то и дело, — согласились бы мы. — Психологи и медики, изу­чающие человеческую реакцию на экранное зрелище, утверждают, что зрителю неудобно рассматривать та-

Кадр 38

кие сочетания кадров. Это и есть дискомфортность восприятия...

Крупный план — это момент, вы­деленный из жизненной ситуации и сохраняющий причинно-следствен­ные связи между героем и другими людьми или героем и каким-либо объектом. Но на крупном плане не­льзя показать причину какого-либо действия. Обычно содержание круп­ного плана — это реакция человека на какое-то событие, и, естественно, все его параметры зависят от этого события, показанного на других кад­рах. Крупность плана, направление взгляда человека, момент, выбран­ный для съемки, движение каме­ры — все это кинооператор опреде­ляет в зависимости от содержания тех съемочных кадров, которые со­ставляют основу эпизода.

Кадр 39 показывает зависимость крупного плана от других монтаж­ных планов. Лицо девочки выра­жает эмоцию, причина которой не известна, если план берется вне монтажной фразы. Но если этот портрет стоит рядом с планом, в ко­тором показан источник интереса, то сюжетно-композиционные связи ясны.

Бывает так, что кинооператор сни­мает героя в обстановке, при кото рой работа над крупными планами превращается в сложную проблему. Кадр 40 снят именно в таких усло­виях — на металлургическом ком­бинате. Несмотря на крайне не вы­годные условия•(нет подходящего места для осветительных приборов, кинооператор находится около печ­ной заслонки мартена, что ограни­чивает свободу действий, герой все время находится в движении), автор отлично справился со своей задачей.




Содержание  Назад  Вперед