Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 85


— Зачем они нужны еще и на крупном плане?

— Довод логичен, — сказали бы мы. — Но речь идет не о логике, а об эмоциях. Конечно, зритель увидит цветы на планах другой крупности. Потому-то и следует дать портрет первоклассника именно в окруже­нии цветов. Такое решение впишет крупный план в общую эмоциональ­ную атмосферу. Дело не в количест­ве цветов, а в том, какую роль они играют.

Нередки случаи, когда киноопе­ратор, увлеченный общей атмосфе­рой события, невнимательно следит за тем, что происходит на фоне. Кадр 42 явно проигрывает оттого, что во­круг лица юной героини появились неудачно скомпонованные детские

лица, делающие композицию пута­ной, невыразительной. В этой ситуа­ции следовало бы сначала снять об­щий план, а потом перейти к съемке портретов, чтобы показать других ребят.

Что происходит вокруг героя? Сыграют ли детали второго плана какую-то роль в характеристике со­бытия, в характеристике человека, которого снимает кинооператор? Ре­шение этих вопросов помогает ком­поновать крупный план, определять его масштаб.

— Ну и зачем все это нужно? — мог спросить первобытный худож­ник. — Хотите показать плавку ме­талла, показывайте эту плавку. За­хотите показать спортивные сорев­нования, показывайте событие об­щими и средними планами, на кото­рых все видно. А к чему рассматри­вать эти головы отдельно от туло­вищ?!

Художник палеолита так и посту­пал. Он показывал каждую фигуру целиком, так, как он ее видел. Ко­нечно, спасибо ему за то, что он изо­бразил животных, давным-давно ис­чезнувших с лица земли. Но как ин-

Кадр 42

тересно было бы увидеть облик его соплеменников, сидящих около кост­ра, или рассмотреть выражения их лиц, охваченных азартом охоты на какого-нибудь пещерного льва или саблезубого тигра... Но наш талант­ливый предок еще не понимал обая­ния и значения крупного плана. И если бы он снял кинофильм, то изо­бразительный ряд его произведения был бы однообразным и мало выра­зительным, так как он был бы лишен одного из самых ярких компонен­тов — портрета киногероя.




Содержание  Назад  Вперед