Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 86


«Взгляд портрета»

У каждого портрета есть важный ориентир — направление взгляда изображенного человека. Казалось бы, это не должно определять харак­тер композиционного построения — взгляд не материален. Лицо, напро­тив, материально, оно может быть изображено. Определенную часть картинной плоскости может занять изображение фоновых деталей, ко­торые тоже материальны. Но какую роль в равновесии композиционных компонентов может сыграть челове­ческий взгляд?

Кадр 43 показывает бурового мас­тера М. П. Каверочкина — одного из героев документального фильма «Повесть о нефтяниках Каспия», созданного режиссером Р. Карме-ном. Центр композиции — лицо Ка­верочкина — находится в левой час­ти кадра. Чтобы уравновесить это смещение, в правой части помещена нефтяная вышка, стоящая над вол­нами. Каверочкин — морской нефтя­ник, фон объясняет это со всей яс-

С. с. Медынский «Компонуем кинокадр»

Масштаб изображения

 

Кадр 43

ностью. Перед его лицом, в направ­лении взгляда, оставлено свободное пространство. Это не случайное ре­шение, автор учел психологию вос­приятия изображения. Взгляд героя выражает его интерес к какому-то объекту, и если перед лицом окажет­ся рамка кадра, то линия общения человека с окружающей средой как-бы «наткнется» на это препятствие и создаст ощущение дисгармонии.

Крупный план (кадр 44) объясня­ет принцип построения композиций такого типа. Портрет выглядит не­уравновешенным, так как нарушено логическое обоснование компоновки изображения. Зрителю не ясно, в чем смысл правой части картинной плоскости, потому что она не несет никакой полезной информации и оправдать ее присутствие в поле зре­ния нечем. Так же необъяснимо, по­чему слева, почти вплотную к лицу, проходит граница кадра, которая воспринимается как известное пре­пятствие и мешает как героине, так и зрителю. Сидя в просмотровом за­ле, человек понимает, что для дей­ствующих лиц пространство продол­жается за рамками кадра.


Содержание  Назад  Вперед