Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 87


Но явная композиционная дисгармония все

равно не устраивает зрителя, так как он в известной мере отождест­вляет себя с киногероем и от появ­ления перед лицом героя жесткого ограничения зритель испытывает не­удобство психологического харак­тера.

Этот принцип компоновки кадра аналогичен требованию оставить сво­бодной часть картинной плоскости перед изображением объекта, пере­двигающегося в пространстве, образ­но говоря, чтобы дать ему определен­ный участок пространства «для дви­жения». В данном случае свободное поле перед глазами киногероя — это пространство «для видения».

—  Подождите, подождите, — мог прервать    нас    пещерный    живопи­сец. — Что ate это получается? Зна­чит, направление взгляда есть один из элементов композиции?

— Именно так, — ответили бы мы. — Всегда и везде художники учитывали этот важный фактор. Иногда он определяет характер все­го композиционного построения.

Кстати, так бывает не только на портретах, но и в многофигурных композициях, где действует целая толпа.

— Вспомним картину «Явление Христа народу», — мог предложить пещерный предок.

— Отличный пример, — согласи­лись бы мы. — На этом полотне все мысли и взгляды действующих лиц стянуты к единой центральной фи­гуре.

— Но взгляды сами по себе ниче­го не решают, — мог запротестовать предок. — Важно то, что их объеди­няет. Уберите идущую фигуру, и что останется? Взгляды останутся, а картины не будет!

Кадр 44

— Да, — опять согласились бы мы. — У нас уже шел разговор о том, что картина наполнена ожиданием нравственного возрождения и, ко­нечно, объяснить душевное состоя­ние персонажей нельзя, не показав причину, вызвавшую эти взгляды.

— Но что же главное? Взгляды или центр? Линии внимания или то, куда они направлены? — мог рас­теряться предок.

— Пожалуй, так говорить не сто­ит, — сказали бы мы. — Определим их взаимодействие как причинно-следственную связь. Ведь причина общей реакции — появление Хрис­та.


Содержание  Назад  Вперед