Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 90


века. И не важно, каким способом художник остановил время и загля­нул в душу своего героя — написал его красками на полотне, нарисовал на листе картона или зафиксировал на кинопленку.

Взгляд киногероя может быть об­ращен не только на людей, окру­жающих его, он может быть направ­лен в кинозал и обращен к зрите­лю. История живописи знает этот прием, он называется коммуника­бельностью портрета. Документаль­ный кинематограф пользуется им довольно широко. Обычно такая

 

Кадр 46

композиционная конструкция при­меняется при синхронных съемках, когда у героя берут интервью. В та­ких случаях вполне логично обра­щение киногероя к зрителю; минуя посредников (кадр 47). Как правило, лицо человека находится в центре картинной плоскости, и это вовсе не примитивное решение, а желание максимально приблизить героя к ау­дитории.

Этот принцип композиции знали мастера, писавшие в начале нашей эры удивительные портреты, най­денные в египетском оазисе Фаюм.

 

Кадр 48

Кадр 49

Кадр 47

Написанные с натуры, они до сих пор общаются со зрителями, глядя глаза в глаза, и это новаторское завоевание фаюмских художников стало одним из определяющих при­знаков многих портретов грядущих веков.

Вряд ли кинематографисты заим­ствовали   этот   прием   у   живописи.

С.  Е.  Медынский  «Компонуем  кинокадр»

Вероятно,     все    было    по-другому. Стремление сделать кинокадр похо­жим на реальную жизнь не могло не натолкнуть на такую игру взгля­дов.   Ведь  еще  в  финальном  кадре фильма  «Большое ограбление поез да» шериф направлял пистолет не на актеров, изображавших  преступим ков, а на зрителей, сидящих перед' экраном.

Кстати, в жанровых картинах жи­вописцев   участники   действия,   как правило,   общались   только   друг   с другом, и  никто из них  не   «отвле кался», чтобы бросить взгляд на лю дей, стоящих перед картиной. В этом отношении абсолютно кинематогра­фично   смотрится   полотно   замеча тельного советского художника Е.


Содержание  Назад  Вперед