Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 91


Е. Моисеенко  «Красные пришли», где один из бойцов на скаку «успевает» бросить взгляд на зрителей. Это де­лает  композицию   картины   схожей с документальным кинокадром, ког да   кто-то   из   людей,   за   которыми панорамирует кинооператор, успева­ет   на   ходу   взглянуть   в   объектив кинокамеры.

Обратить внимание на киноопе­ратора или на что-то вызвавшее осо­бый интерес могут не только люди, но и наши «меньшие братья» — жи­вотные (кадр 48). Такие кадры не оставляют равнодушными зрителей. И в сущности, они выражают ре­альные моменты общения живого существа с окружающим миром.

— Ну и что же? — мог спросить пещерный художник. — Вы хотите сказать, что мои мамонты должны были смотреть на вас?

— Вовсе нет, уважаемый колле­га, — успокоили бы мы косматого пращура. — Во-первых, каждый ав­тор волен поступать как он хочет.

Масштаб изображения

А во-вторых, в маленьких глазках ваших героев, наверное, трудно бы­ло разобрать их выражение. Вот ес­ли бы они могли взглянуть на нас или с угрозой, или с недоверием, или с симпатией. Ведь вспомним: «глаза — зеркало души».

— Многого хотите, — мог бы воз­разить предок. — Это же не люди. У них не может быть «выражения лица»!

— Дорогой коллега, — сказали бы мы. — Взглянем на два кадра, сделанных в сходной ситуации...

Наверное, морж смотрит на ок­ружающих так, как смотрел мамонт на наших предков (кадр 49, а). Они — и морж и мамонт — нахо­дятся на одном уровне звериного интеллекта, если так можно выра­зиться. Никакого «выражения ли­ца»! Тут художник палеолита со­вершенно прав. При просмотре та­кого кадра источником зрительских эмоций будут прутья решетки. Ком­позиция строится на смысловом зна­чении переднего плана. Зритель видит решетку и жалеет зверя, ко­торый в неволе.

Кадр 49, б построен так же, как и предыдущий. Но первый киноопе­ратор снял факт, а второй решил, что, показав факт, он добьется пре­вращения его в образ.

— Подумаешь «образ»...


Содержание  Назад  Вперед