Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 93


Жест боярыни Морозовой — это не просто взмах рукой. Это призыв лозунг, это целая речь, протестую­щая и призывающая. Ей откликну­лась рука юродивого, сидящего на снегу и показывающего опальной бо­ярыне двуперстие. Это не только жест человека, которому нечего те­рять и который никого не боится, — это выражение духовного порыва очень многих людей. Немало оче­видцев этой сцены в глубине души именно так отвечают на призыв бун товщицы, но их руки скованы стра­хом. Ведь рядом в толпе и торже­ствующая ухмылка попа, который, конечно» крестится тремя пальцами, и быстрые глаза доносчиков.

От руки Морозовой можно провес

ти прямую линию к руке юродивого. Эта линия — главный смысловой стержень композиции. Убрать одну из этих рук — погибнет яростный накал гениального суриковского тво­рения!

«Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев...» — это сло­ва протопопа Аввакума о «неистовой боярыне». Будто посмотрел он на картину Сурикова и написал эти строки. А на самом деле все, конеч­но, было наоборот: эти слова, читан­ные Суриковым, не могли не задеть душу художника.

На полотнах мастеров-живописцев жест каждого персонажа очевиден, и на них можно смотреть долго-дол-го. А на киноэкране жест мелькнул и исчез. Останется ли он в памяти зрителя?

Чтобы в кино жест «сыграл», его нужно разглядеть. А чтобы он был заметен, его необходимо выделить из общего действия, зафиксировать на нем внимание зрителя. В игровом кинематографе режиссер может за­ранее наметить внешний рисунок ро­ли и определить вместе с киноопе­ратором, как они снимут жестикули­рующего актера. А как работать до к^мента листу, который во время съемки не знает, что в следующий момент сделает герой, какой будет его реплика и каким — жест. Наде­яться на счастливую случайность?

Везет тому кинооператору, кото­рый умеет включить камеру во время острой, напряженной ситуации и ведет съемку, предчувствуя, что эмо­ции героя получат внешнее выраже­ние.


Содержание  Назад  Вперед