Автор, экран, зритель

         

Автор, экран, зритель - стр. 95


По­этому жест лаконичен и отражает

те мысли и чувства, которые в дан­ный момент испытывает герой.

Пожалуй, один из самых вырази­тельных жестов, дающих психоло­гическую характеристику героя, — движение руки банкира В. О. Гирш-мана с портрета, сделанного В. А. Серовым. Пальцы, запущенные в жилетный карман, вот-вот вынут то ли ассигнацию, то ли визитную кар­точку, но что бы ни появилось из недр банкировского одеяния, будет передано собеседнику барственно-пренебрежительным мановением ру­ки. Серов прекрасно связал начало жеста с выражением лица своего героя. И то и другое характеризует суть человека, для которого «голый чистоган» — основа всех взаимоот­ношений. Жест появился не по про­изволу автора, его внушила худож­нику модель! Это почувствовал и сам заказчик, выразивший желание, что­бы рисунок был переделан. Но Серов, по свидетельству его дочери, наотрез

отказался что-либо менять: «Либо так, либо никак!»

Жест, схваченный в кадре 51, дает возможность выявить не только ха­рактер одного человека, как это про­изошло на серовском полотне, но и прокомментировать целое событие. Рука спортивного секунданта, сжа­тая в кулак, говорит о непримири­мости противников, о необходимос­ти «собрать в кулак» волю и настро­иться на победу. При такой изобра­зительной трактовке перерыв между раундами вовсе не снизил накала, в котором идет бой.

Во время события любой жест мо­жет возникнуть совершенно неожи­данно для кинооператора. Это впол­не естественно при репортажной съемке. Опытный кинохроникер, встретившись с таким «подарком судьбы», всегда реагирует на него, стремясь получить максимум смыс­ловой и эмоциональной изобрази­тельной информации и понимая, что материал приобретает новое качест­во. Так, например, если у киноопе­ратора, снимающего боксерское сос­тязание, есть оптика с переменным фокусным расстоянием, то он может выделить жест секунданта при помо­щи «наезда», укрупнив этот жест.


Содержание  Назад  Вперед