Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 97


Этот прием верно служит кинематографистам, да и не только им одним.

«Янтарь на трубках Цареграда. Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые, И щетки тридцати родов И для ногтей и для зубов».

Что это за перечисление? А это предметы, которые «украшали ка бинет философа в осьмнадцать лет» — Евгения Онегина. Для чего Александру Сергеевичу Пушкину понадобилось разглядывать комнату

своего героя, да еще заниматься перечислением всего, что он там уви­дел? Конечно, для того, чтобы чита­тели еще лучше поняли, что за чело­век Онегин. Ведь вещи, которые его окружают, — это круг его интересов, образ его жизни, составные части его психологического портрета. И наверное, делая кинофильм о Евге­нии Онегине, режиссер и киноопе­ратор не оставили бы без внимания эти строки. Все упомянутые детали были бы сняты и показаны на эк­ране для дополнительной характе­ристики пушкинского героя.

А вот другие предметы, принад­лежавшие героине поэмы «Строгая любовь», жившей по воле Ярослава Смелякова в двадцатые годы нашего столетия в молодой Советской Рос сии и не расстававшейся со своим портфельчиком из «свирепого лже крокодила »:

«В   его   отделеньях,   жестоких    и

темных,

хозяйка   хранила   немало  добра: любительский снимок курящейся домны, потершийся  оттиск  большого копра. ...Но не было там ни бесстыжей

помады, ни скромненькой ленты,

ни терпких духов, ни светлого зеркальца — тихой

отрады всех девушек новых и древних

веков.

Скорей бы ответили общему тону портфель, как посумок

набив до полна, полфунта гвоздей, да десяток

патронов, да, кстати к тому, образец

чугуна».

Мы можем не ставить рядом и не сравнивать восемнадцатилетнего Онегина и его сверстницу — комсо­молку Лизу. Чтобы узнать их от­ношение к жизни, выяснить круг их интересов, достаточно поглядеть на вещи, которые их окружают.

Деталь — это укрупнение пред­мета, показывая который киноопе­ратор заостряет внимание зрителей на главной идее изобразительной ин­формации.


Содержание  Назад  Вперед