Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 98


Деталь может характе­ризовать героя и выражать отвле­ченное понятие, но она всегда мате­риальный объект, связанный с че­ловеком.

Триптих «Новеллы маминой ха­ты» (кадры 52) состоит из общего и среднего планов, подкрепленных де­талью.

О чем говорят старые потрескав­шиеся бревна, простоявшие, может быть, не одно столетие, пережившие несколько поколений? Чуткому зри­телю, обладающему воображением, понимающему язык кино, торцы ста­рых бревен расскажут не о крепос­ти дерева, а прежде всего о тех лю­дях, которые заботливо и умело кла­ли сруб человеческого жилья и ду­мали не только о себе, но и о своих детях, внуках и правнуках. И еще об извечной тяге человека к мирно­му ТРУДУ> спокойной жизни на сво­ей земле!

Где искать изобразительный ма­териал для детали? Он в той обста­новке, которая окружает киногеро­ев, в наборе предметов, которыми они пользуются, в жестах людей, со­вершающих какие-то действия.

Деталь — это не просто укрупне­ние масштаба. Основу для ее появ­ления должен диктовать смысл, ко­торый ей придается. Детализация —

Масштаб изображения

С. Е. Медынский «Компонуем кинокадр»

 

трирована сущность происходяще­го действия, факта, явления. Поэто­му кадр, где снята деталь, может быть гораздо выразительнее других масштабных единиц. Детали может быть подвластно то, что не под силу ни общему, ни среднему, ни круп­ному планам. Это объясняется тем, что кинооператор оставляет за рам­ками видоискателя все, кроме одной конкретной информации, которая появляется как изобразительное тол­кование основной идеи. Показав ха­рактерную деталь, автор может вы­явить тончайшие причинно-следст­венные зависимости, дать емкий об­раз, близкий к кинометафоре, ки­носимволу.

Композиция кадра при детализа­ции всегда предельно лаконична. На картинной плоскости остается толь­ко то, что выражает главную мысль эпизода.

Если взять содержание кадра 53 за основу эпизода, при съемке кото­рого кинооператор захочет показать выразительную деталь, то как он бу­дет действовать? Вероятно, он сни­мет общие, средние и крупные пла­ны, а потом обратит внимание на бу­кетик живых цветов, положенный на каменный обелиск, на боевые ме­дали стоящей около обелиска жен­щины и на дату, выбитую на камен­ной плите.




Содержание  Назад  Вперед