Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 99


Каждый режиссер тоже может ис­пользовать снятую деталь по-своему. Один начнет с нее весь эпизод. Дру­гой, наоборот, закончит эпизод по­казом детали. Третий может вклю­чить укрупнение в середину монтаж­ной фразы.

А что будет обозначать такой кадр?

Тут двух толкований быть не мо-

Кадр 53

жет. Снятая деталь скажет о скорби по погибшим, о памяти.

Случайное укрупнение масштаба, не выражающее никакой мысли, лишь отвлекает внимание зрителя, и таких ошибок следует избегать. Важно, чтобы, выбирая деталь, ки­нооператор отдавал себе отчет, что он укрупняет не предмет, а смысл, подчеркивает эмоцию, создает об­раз.

Художник палеолита не укруп­нил ни одной детали. Это понятно, он стоял у истоков изобразитель­ного искусства. Если бы он обладал нашим опытом и имел в руках кино­камеру, то он, конечно, обратил бы внимание на живописные детали, которые его окружали. Можно пред-

ставить, как эффектно выглядела бы после общего плана лесотундры па­норама, которая начиналась бы с во­лосатой ручищи, держащей копье, а потом шла бы по древку копья и оканчивалась на каменном наконеч­нике, привязанном звериными жи­лами. Оружие наших предков...

О чем сказала бы эта деталь? Внешне — о технологии охоты. А по сути — о времени, в котором живут действующие на экране люди, об их отваге и неукротимой энергии.

А вот другое время и другое ору жие: герой фильма «Проверка на дорогах» бывший сержант Советской Армии Лазарев расстрелял все лен­ты, обороняясь от фашистов. Зада­ние партизан выполнено. Лазареву остается одно — уходить. Он броса­ет на снег ставший ненужным немец­кий пулемет. Снег под ним мгновен­но подтаивает и над стволом вски­дывается облачко пара. Эта деталь говорит не только о том, что кожух пулемета раскалился. Главное впе­чатление от кадра — вот каким жар­ким был бой, во время которого Ла­зарев один бился против целой воин­ской части гитлеровцев.

Потом на экране появляется дру­гая деталь — крупно, во весь кадр, медные трубы.


Содержание  Назад  Вперед